Поговорим о «неудобном». О фотографиях. Очень часто высказывается мнение, что фотографии не показательны. Что многие «некрасивые» фотографии — просто случайны (неудачный момент), что по ним нельзя судить… А вдруг все наоборот? Вдруг те красивые фотографии, которые мы видим в конноспортивной прессе и которые нам показывают на своих страницах именитые и не только всадники — просто «удачные моменты»?
Несколько лет назад скандальный шведский фотограф Криспин Парелиус Йоханессон, ставший персоной нон-грата на многих конноспортивных турнирах Федерации, совместно с EponaTV записал видео-обращение, в котором он поднимает проблему объективности фотографий в конном спорте.
Он говорит, что эта проблема не нова: еще в 70х годах 19го века с ней столкнулся знаменитый фотограф Эдвард Мейбридж, который решил зафиксировать все стадии движения лошади, в результате чего показал те моменты, которые люди были видеть не готовы.
На протяжении многих веков художники и скульпторы изображали лошадей с открытыми ртами и выпученными глазами – это стало негласным правилом для художников и фетишем для зрителей. Это был тот самый момент, который те хотели видеть, очевидно, не ассоциируя его с жестокостью.
В современном мире фетиш свой: от фотографа ждут снимка определенного «наполнения», а если в кадр попадает что-то нежелательное, фотограф становится «плохим». В каждом виде конного спорта есть порядка 5-10 допустимых положений.
«Как человек искусства я стараюсь обращать внимание на то, на что другие люди внимания не обращают. Вместо конкретных моментов я пытаюсь фотографировать все остальное. Забавно, что, видя такие фотографии, многие считают тебя плохим фотографом. С позиции искусства, которое на протяжении многих веков изображало лошадей с открытыми ртами и глазами навыкате, которые сегодня многие соотносят со страхом и болью, на разминочном поле вы не увидите ничего нового. При этом фотографии в конной прессе, как правило, демонстрируют закрытые рты, — и это идеальный момент».
«Когда мы опубликовали фотографии Хельгстранда, нас начали спрашивать, правда ли это и насколько это отражает то, что происходит на самом деле. Дело в том, что в конной журналистике принято публиковать фотографии, которые не показывают то, что происходит в реальности. Они не передают правду в полном объеме. И когда ты направляешь фотоаппарат на то, что происходит за кулисами или вне «общепринятых» моментов «для фото», чего только не увидишь. Например, на соревнованиях по конкуру я снимаю не тогда, когда лошадь находится над препятствием, а момент приземления или между препятствиями… Видео и фотографии дают нам разную информацию. И там и там есть свои достоинства и недостатки, но они прекрасно дополняют друг друга. Особенно интересные вещи я вижу, когда фиксирую моменты между препятствиями, — они позволяют увидеть то, что кажется невозможным для лошади… Очень забавно наблюдать за реакцией коллег, когда они видят, что ты работаешь асинхронно с ними. Эти люди живут за счет тех уникальных блестящих моментов, которые у них готовы покупать».
В 2016 году шведская журналистка Ким С. Лундин в самой популярной в Швеции конноспортивной газете очень любопытным образом пояснила скандальные фотографии с разминки турнира Falsterbo Horse Show :
«Все всадники в выездке стремятся к одним и тем же идеалам, но путь к их достижению не прямой. Путь к легкости и мысленной коммуникации с лошадью занимает не один день. И иногда лошади требуется больше мотивации, чем то, что выглядит красиво».
«Интересно, что это за мотивация, которая не выглядит красиво? Морковь? Оглаживание?»… Да и «идеалы» не одни и те же…»
«К разговору о синих языках, никакое видео не позволило бы увидеть пережатый язык, а фото позволяет. И как только кто-то выкладывает эти фотографии в соцсетях, конное сообщество взрывается, потому что это не то, что принято показывать. И если вы считаете, что все эти фотографии — просто неудачные моменты, вы заблуждаетесь. Словосочетание «неудачный момент» маскирует собой жестокое обращение с лошадьми, поскольку каждый снимок несет в себе информацию. Безусловно, эти фотографии могут быть использованы для манипуляции, но нельзя забывать, что фотографии позволяют нам увидеть то, что мы не можем увидеть глазами в реальном времени. Проблема этих фотографий в том, что они показывают людям то, что они не хотят видеть. Я тоже, когда смотрю на фотографии себя верхом, мне много чего не нравится: « О, Господи, мне казалось, я выгляжу иначе». Наше воображение и реальность – разные вещи. И мне бы очень хотелось, чтобы люди присмотрелись к моим фотографиям — для вас это «неудачный момент», а для лошади реальная жизнь. Будем последовательными: если вам не нравятся эти фотографии, значит, вам не может нравится и такая верховая езда».
Оригинал видеообращения можно посмотреть по ссылкам ниже: