Выездка должна быть логичной. Она должна делать лошадь счастливой.
Раньше лошадей все время держали в конюшне, и это было ужасно, ведь чем больше мы видим лошадей на свободе, тем лучше понимаем, что нужно делать в ходе верховой работы.
Сейчас лошади часто лишены возможности контактировать с сородичами. Важно понимать, что лошади рождены не для конюшни, а для того, чтобы бегать в полях. Одиночество для лошади вредно, она нуждается в контакте с сородичами. Идеально, если лошадь может гулять в компании двух-трех лошадей, как в детстве.
Надо работать С лошадью
Лошадь все время пытается убежать, это свойственно ей от природы. Первая ошибка всадника — пытаться остановить лошадь поводом. Лошади всегда нужно оставлять открытую дверь. Сдерживая лошадь руками, мы выводим лошадь из психологического и физического равновесия, и это подрывает гармонию между лошадью и всадником.
Работая под седлом, лошадь должна чувствовать, что она свободна и может двигаться вперед. Большинство всадников по всему миру пытаются контролировать и контролируют лошадей руками, в результате чего лошади втягивают шею, и все разваливается.
Правильная посадка
Чем лучше равновесие всадника в седле, тем лучше коммуникация. Всаднику необходимы две вещи: баланс и раскрепощенность. Чем хуже посадка всадника, тем чаще он ездит по конным магазинам в поисках нового седла и стремян. Всадник должен уметь находить равновесие в седле, а не сидеть так, как его это седло посадит, не имея возможности пошевельнуться.
Чем лучше движения лошади, тем лучше должны быть ваши навыки верховой езды. Если вам кажется, что достаточно купить европейскую лошадь, и можно не учиться, вы заблуждаетесь. На активных аллюрах сидеть сложнее — на пиаффе проще, чем на прибавленной рыси.
Я регулярно вижу, как меняются лошади топ-уровня под несбалансированными всадниками, которые, зачастую сами того не осознавая, держатся за повод для сохранения равновесия. Разница заметна уже через несколько дней работы, и тем более видна спустя месяцы и годы.
Билл Ройкрофт* сумел проехать маршрут в Риме с одной рукой. Выполнение элементов с одной рукой — прекрасное упражнение и прекрасный способ проверить, правильно ли вы их выполняете. Я попытался ввести в состав современных тестов элементы с одной рукой — безуспешно. Но если всадник может так ездить — он и его лошадь молодцы!
Вторая проверка качества работы — отдача обоих поводьев. Это получается далеко не у всех и не всегда. Очень часто лошадь просто убегает.
Может ли всадник выполнять все элементы на длинном поводе, в контакте с длинным поводом, с максимально длинным поводом? С длинным поводом можно и пиаффе выполнить, при условии что всадник на 100% сбалансирован, а лошадь подчиняется средствам управления.
Большой приз — это основа основ. Это не какой-то фокус, а базовая работа. Основы могут казаться простыми, но на самом деле они сложны. Нужен помощник на земле — тот, кто сможет подсказывать вам, что вы торопитесь или не успеваете.
Правильно ли лошадь тянется к контакту? Некоторые лошади топ-уровня легки в руке, но по факту все время за поводом. Вы все время должны чувствовать, что лошадь стремится растянуться по линии верха — не просто потянуться вперед шеей, а растянуться всем телом. Шея необходима лошади для сохранения равновесия. Если лошадь тянется, то не так важно, где находится ее нос — за вертикалью или перед. Если же лошадь не растягивается, ее невозможно согнуть. Сначала лошадь растягивается, а затем сгибается.
Почему для того, чтобы лошадь научилась себя нести, мы просим ее растянуться? Потому что равновесие лошади — ее способность нести себя, — является результатом растягивания позвоночника. Именно так должна двигаться лошадь, и именно это мы должны чувствовать в процессе работы.
Очень важно научить лошадь принимать внутренний шенкель. Именно внутренний шенкель «лепит» лошадь — он управляет скоростью и прямолинейностью, но работает только вкупе с внешним поводом и внешним шенкелем, который находится на 5-10 см позади внутреннего — скорее на 5, чем на 10.
Немецкая шкала тренинга и три ее базовые ступени
Ритм имеет первостепенной значение — четыре такта на шагу, два на рыси, три на галопе. Многие судьи не обращают должного внимания на трехтактность галопа. Они снижают ошибку за двухтактный шаг, но при этом высоко оценивают четырехтактный галоп. Ритм должен также включать в себя темп — можно все время торопиться или ехать слишком медленно. Аллюры должны быть активными, но не заторопленными, и все время должна работать спина, которая является мостом между передними и задними ногами. Чем правильнее выбран темп, тем эластичнее движется лошадь. Хороший всадник чувствует, когда и что нужно сделать — вялую лошадь нужно активизировать, а слишком энергичную — притормозить.
Не менее важна раскрепощенность. Очень часто всадники контролируют напряжение и прекрасно едут тесты, но их лошади напряжены, закрепощены.
Контакт подразумевает под собой то, что лошадь растягивается всем телом. Начинается ли движение от зада? Проходит ли по спине ко рту лошади? Всадник должен мизинцем чувствовать задние ноги лошади.
Посредством чуткого контакта мы разговариваем с лошадью. Всадник руками слушает рот лошади: Довольна ли она? Тянется ли? Чутко ли реагирует на средства управления? Принимает ли повод? Рот — это наиболее чувствительная часть тела лошади, которая дает всаднику возможность почувствовать, что происходит.
Некоторые люди думают, что чем легче контакт, тем лучше, но лошадь должна его искать. Но иногда более тяжелый контакт лучше, чем более легкий. Некоторые лошади по природе своей не принимают более тяжелого контакта, поэтому в селекции жеребцов нужно с осторожностью относиться к длинным шеям и очень легкому контакту — в руке такие лошади легкие, но, как правило, закручиваются носом и не достаточно стремятся вперед. Принцип таков: сначала мы просим стабильный контакт, а затем ослабляем его. И никогда не работайте без стабильного контакта.
Говорят, что современные лошади намного лучше прежних, чего не скажешь о всадниках. Я сам не из конной семьи. Мой отец был юристом. Но в восемь лет я впервые сел на соседскую лошадь и понял, что это моя жизнь. На соседней ферме была ганноверская кобыла с огромной шеей, и я перепробовал все, чтобы она опустила нос — то были времена Альвина Шокемёле. Современные лошади всегда держат рамку, но далеко не всегда правильно ищут контакт, а лошади за поводом нельзя поставить высокую оценку.
* Билл Ройкрофт — австралийский троеборец. На Олимпиаде в Риме в 1960 году после падения с лошади на предыдущем этапе у него был диагностирован перелом плеча и травма ключицы. Поскольку заменить Билла было некому, он написал в больнице расписку, что всю ответственность за свое состояние берет на себя, и сел в седло. У него не работала правая рука, но он сумел безупречно пройти маршрут из 12 препятствий, обеспечив Австралии Золото.
Перевод: Ксения Давыдова
Фото: Роз Нив