Порядка 70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы. 50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие, то есть зрение и понимание увиденного занимает ровно половину вашей мозговой активности, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма. Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации. Это означает, что глаза мешают нашему мозгу полностью обрабатывать тактильные ощущения и тем самым притупляют их (Источник: Journal of Experimental Psychology).

Активное пользование зрением заставляет наше чувство осязания уйти на задний план. В частности, пусть не по нашей теме, было проведено исследование, результаты которого показали, что тактика использования тактильных сигналов в устройствах, обеспечивающих безопасность пассажиров в автомобилях и других средствах передвижения, является ошибочной – если водитель будет концентрировать внимание на дороге, то он просто не ощутит вибрации руля или педалей. (По этой причине британские исследователи советуют автомобильным компаниям вернуться к тактике использования звуковых сигналов, на которые подобное «приглушение» почти не работает).

Эта особенность нашего мозга нашла отражение в понятии «мягких глаз» Салли Свифт, которая является ничем иным, как деконцентрацией внимания. О том же говорит Чарльз де Кюнффи, призывающий в верховой работе с лошадьми минимизировать зрительные ориентиры, а также чувствительность пальцев рук (которые являются для нас, пожалуй, лидирующим «поставщиком информации» после глаз) посредством перчаток — поэтому перчатки он считает неотъемлемым элементом экипировки всадника.

Только деконцентрация — выключение привычных нам лидирующих источников информации — глаз и кончиков пальцев — позволяет мозгу анализировать весь комплекс сложных, но более тонких ощущений, и дает всаднику возможность прочувствовать все нюансы движения лошади, становясь с ней единым целым.

В этом контексте большой вопрос вызывает системное применение визуальных маркеров для определения всадником своих ошибок. Концентрация глазом не дает мозгу всадника возможности почувствовать, что на самом деле происходит. Поэтому очень полезным упражнением является езда с закрытыми глазами. Из соображений техники безопасности, езду с закрытыми глазами рекомендуется практиковать при соблюдении определенных условий:

  1. на корде
  2. под наблюдением тренера
  3. короткими репризами
  4. в отсутствие других лошадей в манеже

Несколько полезных упражнений:

  1. На корде, без повода и без стремян. Желательно на вольтижировочной гурте. Можно придерживаться за ручку. Расслабьтесь. Закройте глаза, почувствуйте, насколько ровно сидите. Позвольте тренеру скорректировать вас, если вы сидите неровно. Почувствуйте движения лошади на шагу, рыси и галопе. На переходах можно открывать глаза.
  2. На корде, без повода и без стремян. Желательно на вольтижировочной гурте. Закройте глаза. Можно придерживаться за ручку. Расслабьтесь. Пусть тренер выполняет переходы шаг-рысь-шаг, а затем рысь-галоп-рысь. Почувствуйте, как двигается под вами лошадь. Куда вас выталкивает? Что требуется от вас, чтобы сидеть ровно без мышечных усилий?
  3. Без корды. На шагу. Закройте глаза. Наберите повод, перебирая его только пальцами (не перехватывая большими отрезками) ровно настолько, чтобы почувствовать отсутствие провисания (вы будете чувствовать рот лошади, но в руках у вас не будет лишнего веса — только вес повода). Почувствуйте движения лошади, сопровождая движения шеи и головы руками (лошадь не должна натыкаться на повод, ложиться в руку). Если она тянет, позволяется лошади вытягивать повод из ваших пальцев. Если поднимает шею — подбирайте его до исходного положения.
  4. Попробуйте выполнить в этом положении «резиночку» с закрытыми глазами — расширяем шаг — сокращаем.
  5. Попробуйте выполнить с закрытыми глазами уступку шенкелю (от средней линии или по вольту). Руки только сопровождают движения шеи лошади, ничего другого не делают. «Поиграйтесь» с распределением веса. Почувствуйте, как лошадь уступает вам — сдвигается — в ответ на смещение веса на одну седалищную кость.

Безусловно, для наибольшей эффективности всё вышесказанное требует развитой проприоцепции — умения всадника чувствовать и контролировать себя. Асимметричное развитие правой и левой сторон у человека, а также механизмы компенсации асимметрии всадника, не позволяют человеку объективно оценивать работу правой и левой сторон. Незначительный разворот корпуса или чуть отличная от другой стороны техника выполнения того или иного движения — это уже другая механика и иное ее восприятие. В этом случае недостаточно просто констатировать проблему — например, то, что всадник по-разному тянет левой и правой руками. Нужно научиться чувствовать и контролировать себя — точечно и осознанно управлять своим телом.

Стать одним целым с лошадью можно только благодаря правильной независимой посадке. Как и лошадь, которая не была создана Природой для того, чтобы носить на своей спине человека, так и человек не был создан Природой для того, чтобы ездить на лошади. Это значит, что для езды верхом нам нужно научиться подстраиваться под лошадь, делая процесс безопасным для здоровья и максимально комфортным для обоих. Комфорт и безопасность включают в себя и аспект коммуникации с лошадью — использование всадником средств управления. Наш курс «Независимая посадка» и индивидуальные практические занятия помогут вам открыть для себя новую реальность и расширить палитру коммуникативных возможностей с лошадью.

Ждем вас!

error: Content is protected !!