Маноло Мендес был первым шеф-берейтором и одним из шести членов-основателей Королевской андалузской школы верховой езды в Испанском Хересе. Эта школа — одна из четырех классических школ наравне с Кадр Нуар в Сомюре, Испанской школой верховой езды в Вене и Португальской школой верховой езды в Лиссабоне. Имея за плечами более 40 лет опыта классической выездки, Дома Вакера и конкура, Маноло посвятил себя методу мягкой, гуманной и основательной физической и моральной подготовки лошадей до уровня Большого приза и Высшей школы.
Чем лучше лошадь понимает свою работу, и чем больше она уверена в своей способности сделать то, что от нее требуется, тем экспрессивнее и элегантнее она становится. Лошадь должна понимать каждую команду, каждое упражнение, которое ее просят выполнить.
Всадник несет ответственность за то, чтобы лошадь была правильно подготовлена к новым требованиям и упражнениям. Это подразумевает не только физическую форму, силу, гибкость и равновесие, которые необходимы для выполнения упражнения, но и психологическое спокойствием, уравновешенность и уверенность в себе. Вместо того, чтобы требовать от лошади в соответствии с ее возрастом, породой, происхождением или целями и амбициями всадника, всадник должен работать лошадь без спешки и усложнений.
Какая каждодневная работа будет наиболее эффективной для вашей лошади? Как выглядят ее мышцы, какие они на ощупь до и после работы? Как ее анатомические особенности влияют на качество работы – упрощают задачу или усложняют? Сколько времени требуется на разминку? Какие у лошади любимые упражнения, а какие она находит сложными? Насколько лошадь уверена в себе? Дерзкая она или застенчивая? Доверяет или насторожена? Что ей дается сложнее для понимания?
Корректировка программы тренинга лошади в зависимости от ее предпочтений может повысить эффективность работы по сравнению работой по одной и той же программе со всеми лошадьми.
Именно всадник обязан подстраиваться под лошадь, а не наоборот. Какой учитель лучше: тот, который меняет программу в зависимости от способностей своих учеников, или тот, который строго придерживается плана и требует от учеников успевать вне зависимости от их индивидуальных особенностей восприятия?
Только зная свою лошадь и подстраивая под нее программу работы, всадник может создать поистине партнерские отношения с ней.
Естественный шаг – залог хорошего качества аллюров
Не жалейте времени на шаг. Он должен быть расслабленным и грациозным. Нельзя слишком много нарабатывать что-то или слишком активно двигать лошадь. У каждой лошади свой ритм. Определите ритм своей лошади и работайте соответственно. Ваш таз должен быть расслаблен, чтобы седалищные кости и бедра двигались независимо друг от друга, сопровождая движения лошади. Плечи, локти и руки должны быть мягкими, чтобы не мешать движениям лошади.
Свободный шаг – основа хороших движений на всех аллюрах. Нужно помнить, что никогда нельзя мешать лошади кивать головой на шагу и галопе (на рыси лошади не кивают). Контакт в поводу должен быть ровным и сопровождать естественные движения головы лошади, ни коим образом их не блокируя. Когда лошади станет удобно, и она расслабится, я начинаю выполнять остановки, оглаживая и продолжая движение.
Хорошие рысь и галоп вырастают из хорошего шага. Можно постепенно обучить лошадь внимательно слушать язык тела всадника и различать свободный, прибавленный, средний и собранный шаг. Лошадь научится замедляться и собираться в ответ на замирание всадника и наоборот. Это позволит перестать тянуть руками.
Учебная рысь заставляет лошадь прогибаться
В возрасте трех или четырех лет, скелет лошади еще не сформирован. Молодая лошадь от природы больше на переду, а ее мышцы недостаточно крепки. Лошадь должна уметь сгибаться. Ее позвоночник должен быть гибким по всей длине. Это же относится ко всем остальным суставам. Многие работают молодых лошадей на учебной рыси, считая, что так они выглядят лучшими всадниками. Но учебная рысь до того, как лошадь правильно сформируется в мышечном плане, зажимает лошади позвонки и закрепощает таз. Со временем от слишком активной «работы конечностей» у лошади начинают болеть коленные и скакательные суставы. Лошадь устает, у нее начинает болеть спина, грудная клетка, холка. Это делает неприятной седловку и подтягивание подпруги. В результате лошадь из «работающей телом» (body mover) быстро превращается в «работающую ногами» (leg mover).
Этой цепной реакцией нельзя пренебрегать. Учебную рысь можно вводить только тогда, когда лошадь обретет свое естественное равновесие, ритм и координацию под всадником.
То же касается и галопа. Лошади любого уровня подготовки будет полезен облегченный галоп или галоп с упором на две точки.
Хороший всадник ориентируется на то, что чувствует под собой и как может снять напряжение лошади и улучшить прямолинейность
Нужно экспериментировать с ощущениями и координацией, анализировать ответы лошади и ориентироваться на них, а не работать по жесткой теоретической программе.
Для работы важно правильное дыхание. Всадники редко обращают внимание на дыхание – свое или лошади.
Всадник должен научиться глубоко дышать и «мягко». Кроме того, нужно прислушиваться к лошади и чувствовать ее дыхание. Молодые лошади зачастую дышат слишком часто, потому что ожидание заставляет их напрягаться, и потому что они еще недостаточно хорошо развиты физически. Молодой лошади очень важно часто давать передохнуть, отдышаться. Правильное дыхание способствует атлетическому развитию и концентрации внимания, потому что помогает доставлять кислород в мышечные ткани и мозг. Все спортсмены работают над дыханием. Ваша лошадь – тоже атлет. Нельзя допускать, чтобы лошадь дышала недостаточно глубоко или задерживала дыхание.
Всадник, обладающий должным уровнем чувствительности, чувствует между своими ногами грудную клетку лошади, которая расширяется и сжимается на каждом вдохе. Из-за этого мы не затягиваем слишком сильно подпругу, подбородный ремень и капсюль. Мы должны делать все, чтобы лошади было комфортно. Тугая амуниция создает напряжение в лошади.
Следя за тем, чтобы молодая лошадь оставалась мягкой, сопровождая ее естественные движения и не навязывая неестественные, не закрепощая и не сдерживая ее движения, мы помогаем лошади научиться правильно дышать.
Раннее обучение мягким переходам
Очень важно уже на начальных этапах работы думать о переходах. На молодой лошади переходы следует выполнять только по прямым, когда лошадь не торопится и не убегает от шенкеля. Не пробуйте делать переходы на вольтах – лошадь не поймет, как выполнить переход с сохранением сгибания, и вы получите в ответ напряжение и сопротивление.
Переходы нужно выполнять мягко, только от ноги или только от повода. Для молодой лошади шенкель обозначает движение вперед, а набор повода – тормоз. Молодую лошадь не следует путать, применяя оба средства управления одновременно. Пример из жизни: вы же ездите на машине, одновременно давя на газ и держа машину на ручнике.
Однако перед тем, как просить переходы, мы рукой просим лошадь чуть опустить голову и шею. Нужно добиться, чтобы на остановке нос был перед линией отвеса, — не на ней, и не за ней. Затем мы чуть отдаем повод и просим лошадь двинуться вперед от шенкеля.
Продолжение следует
Перевод : Давыдова Ксения
Более ранняя публикация: H-H-T.RU (HHT)