Что первично?
Португальский тренер FEI Мигель Тавора рассуждает о дилемме курицы и яйца: что первично — ритм или баланс?
Немецкая шкала тренинга, согласно официальному руководству подготовки лошадей немецкой Федерации «Принципы Верховой Езды», гласит: Ритм*, Раскрепощение, Контакт, Импульс (Швунг), Прямолинейность, Сбор.
Под раскрепощенностью понимается гибкость и свобода движений, полное отсутствие напряжения, когда лошадь двигается непринужденно. Согласно тому же пособию, ни один из элементов нельзя рассматривать в отрыве от остальных, и ритм и раскрепощенность на стадии базовой подготовки лошади совмещаются.
Не так давно я прочитал, что один известный немецкий тренер сказал, что его философия тренинга молодой лошади выглядит так: ритм, податливость, контакт — именно в таком порядке. Я искренне не понимаю, почему все немецкие тренеры ставят ритм на первое место. Я считаю, что закрепощенная и зажатая лошадь, которая по какой-либо причине не может найти равновесие, не может демонстрировать правильный ритм.
В моем понимании подготовки лошади, первое, что нужно сделать — это расслабить лошадь, снять все напряжение и зажимы, помочь ей начать пользоваться всем телом без сопротивления, обрести баланс, который ей потребуется под всадником, и только после этого она сможет найти ритм и двигаться ритмично.
Мне кажется, любой тренер, который ставит на первое место ритм, на самом деле работает над расслаблением лошади, ее раскрепощением с целью добиться этого самого ритма. Ритм — это результат способности лошади двигаться под всадником свободно, раскрепощенно, непринужденно, без напряжения и зажимов.
В начале пути лошадь демонстрирует зажатость, так как верховая работа для нее неестественна, и лошадь не может найти правильный баланс в ответ на просьбы всадника. Более того, когда лошадь не сбалансирована, она не может найти правильный ритм, то есть, чтобы добиться ритма, необходим баланс. А чтобы достичь баланса, который требует свободы движений и податливости, нужно сначала работать над раскрепощением.
Чтобы развить такие качества как расслабленность, свобода движений и податливость, необходим правильный баланс. Поэтому в тренинге молодой лошади так полезны боковые элементы. Я ввожу их очень рано и стандартно начинаю с них тренировки со всеми лошадьми.
У меня есть статья о том, как я ввожу боковые элементы в работу с молодыми лошадьми. Я почти всегда начинаю тренировки с маленьких вольтов вокруг внутренней ноги (например, плечом внутрь) на трехметровом вольту на шагу с бОльшим продвижением вперед, нежели вбок. Упражнение выполнено правильно, если внешнее плечо двигается вперед, а не вбок. Я считаю, что это упражнение прекрасно расслабляет лошадь и делает ее податливой. Если позже лошадь в какой-то момент напрягается или заводится на новых упражнениях, — например, менках, пассаже, пиаффе, — я опять делаю пару маленьких вольтов на шагу, и лошадь вновь расслабляется и может продолжить работу.
Переходы с плеча внутрь на средней рыси на 20-метровом кругу, или на собранной рыси на 10-метровом вольту способствуют развитию податливости в начале тренинга. Моя первая задача — расслабить лошадь, добиться от нее свободных движений и баланса, чтобы ей было комфортно работать над развитием гибкости и импульса.
В своей книге «Базовая подготовка молодой лошади» Райнер Климке ставит на первое место раскрепощенность. Он пишет: «Мы начинаем с развития (достижения) раскрепощенности», а логичным результатом раскрепощенности является то, что лошадь двигается со стабильным ритмом. Для достижения правильного, стабильного ритма всадник должен сначала сбалансировать лошадь. Это укрепляет меня во мнении, что перво-наперво лошадь нужно расслабить, сделать податливой и помочь ей найти равновесие, даже если все другие требования к ее движениям будут минимальными.
- Прим. пер.: немецкая шкала тренинга на немецком языке звучит чуть иначе — там вместо слова «Ритм» используется слово «Такт»; французы в переводе Немецкой шкалы называют это «корректировкой аллюра», но в переводе на английский, русский, испанский и др. мы видим именно «Ритм».
Перевод: Ксения Д.