Андреас Хаусбергер и полковник Кристиан Кард объясняют, что необходимо для достижения гармонии в верховой езде.
К сожалению, по всему миру сейчас можно наблюдать одну и ту же картину: новички на терпеливой лошади на корде пытаются по-книжному правильно держать пятки, спины, руки… Но для полного новичка, который впервые сидит на лошади, это непосильная задача! В результате он зажимается и мешает лошади, а в будущем превратится во всадника, который не чувствует лошадь, не сопровождает ее движения, что является необходимым условием для полноценной работы в унисон с лошадью.
Удивительно, как дети в странах, где верховая езда не является традицией, учатся ездить на лошади без седла, просто следуя своим ощущениям. Но выездка требует больше: нужно двигаться вместе с лошадью, сидя правильно, и выполнять элементы, давая практически незаметные стороннему глазу команды.
Дело в том, что некоторые всадники сопровождают движения лошади, но при этом сидят неправильно, а некоторые — наоборот. Каждый всадник, который стремится к совершенству (а в выездке перфекционизм является необходимым качеством), крайне важно знать слабые места своей посадки и то, как они сказываются на качестве движений лошади. К сожалению, это встречается не часто. Более того, некоторым всадникам вообще все равно, как они сидят, если у них получается добиваться от лошади эффектных движений и получать высокие оценки. И это при том, что главная цель выездки — не соревнования, а полная гармония и взаимопонимание со своим четвероногим партнером — лошадью.
Если это — ваша цель, то для вас важно понять и исправить ошибки посадки. Андреас Хаусбергер, шеф-берейтор Испанской школы верховой езды в Вене, Австрия, и полковник Кристиан Кард, бывших шеф-берейтор Кадр Нуар в Сомюре, Франция, делятся своими соображениями на этот счет.
Каждый всадник должен уметь «чувствовать и знать меру в том, сколько импульса придать», говорит полковник Кристиан Кард, в противном случае «лошадь зажмется и не будет работать всем телом, а всаднику будет неудобно на ней сидеть».
Андреас Хаусбергер: Параллельность плеч и таза
В классической верховой езде есть правило: плечи и таз всадника должны быть параллельны плечам и тазу лошади. Как бы просто это ни звучало, многим всадникам даже международного уровня это сложно сделать.
Ошибка: Нарушение правила параллели плеч и таза хорошо видно на кривых — на кругах, вольтах и боковых движениях.
Чаще всего всадник отводит назад внешнее плечо и тянет за внутренний повод, внутреннее плечо при этом уходит вперед. Ему приходится активнее работать внешним шенкелем, он зажимается, у него нарушается положение бедер. Результат хорошо виден на принимании, когда из-за кривой посадки всадника перед лошади отстает.
Эффект параллельности плечи и таза лошади и всадника: правильная посадка помогает лошади делать то, что просит всадник. Это особенно важно в работе продвинутого уровня — на приниманиях и пируэтах. Когда плечи и таз всадника параллельны плечам и тазу лошади, мы помогаем ей сохранять баланс, а чем сбалансированнее движения лошади, тем легче и элегантнее они выглядят. Тогда всадник может давать более легкие команды, лошадь сама становится легче, что сказывается на контакте.
Как исправить ошибку: зачастую недооцененная асимметрия всадника зачастую является последствием плохой физической формы. Логично, что в этом случае нельзя ждать от лошади гладких, сбалансированных движений, поэтому я настоятельно рекомендую всадникам регулярно заниматься физкультурой, в том числе растяжкой, которая раскрепощает мышцы и помогает лучше сидеть верхом.
Несмотря на то, что для многих будет проблемой найти подходящую лошадь для работы на корде, должен отметить, что это наиболее эффективный способ исправить проблему асимметрии. Независимо от вашего уровня, если вы столкнулись с этой проблемой, найдите тренера и лошадь и позанимайтесь на корде.
Вот одно эффективное упражнение, которые мы делаем в этом случае в Испанской школе:
1. На корде начинаем с разминки: все три аллюра без повода или стремян.
2. Перенесите внешнюю руку (левую, если едете направо) через холку лошади.
3. Положите ее примерно в 10 см перед седлом.
4. Длительность реприз зависит от вашего баланса и физической формы.
5. Это упражнение делается в обе стороны не более 30 минут.
Важно закончить до того, как устанете или почувствуете напряжение. После каждой смены направления нужно расслаблять мышцы — например, делать круговые движения руками.
Безусловно, одних лишь упражнения на посадку недостаточно, потому что, когда вы окажетесь на лошади без наблюдения и не на корде, все вернется. Не пытайтесь работать над этой ошибкой самостоятельно — вы рискуете заработать новые. Пробуйте без корды добиться тех же ощущений, что и на корде. Старайтесь запомнить положение, когда тренер сказал вам, что внешнее плечо правильно развернуто, и со временем правильное положение войдет в привычку.
Полковник Кристиан Кард: Умение чувствовать движение
То и дело даже на самых высоких уровнях встречаются всадники, которые не двигаются вместе с лошадью, потому что сознательно или неосознанно не вкладывают в посадку нужный импульс.
Как правило, это происходит в двух случаях:
1) Когда всадник пытается добиться прибавки, он создает слишком много импульса, толкая лошадь седалищем и отклоняясь назад — в результате, лошадь теряет каденцию
2) В положении крайнего сбора на пиаффе и пассаже, когда всаднику кажется, что нужно добавить энергии, он переусердствует — в результате, движения лошади теряют плавность и грациозность
Ошибка: в обоих случаях всадник не чувствует, как помочь лошади достичь оптимального баланса и сохранить его в движении, а это то, чему стоит научиться. Нужно чувствовать и знать меру в том, сколько импульса придать.
Если всадник этого не умеет и толкает лошадь для того, чтобы та двигалась более эффектно, результат не изменится. Независимо от уровня и выполняемого упражнения, лошадь зажмется и не будет работать спиной, а всаднику будет неудобно на ней сидеть. Согласитесь, что такая картина далеко от искомой гармонии
Как исправить ошибку: Безусловно, все нижесказанное нужно соотносить с характером и уровнем подготовки лошади, но если лошадь с удовольствием работает и правильно подготовлена, ей требуются лишь легкие команды. При этом, многие всадники считают, что должны довольно активно создавать импульс седалищем, в результате чего лошадь зажимается — вместо того, чтобы гармонично слиться с лошадью, появляется напряжение.
Первое, чему необходимо научиться, — это расслабляться. Это не значит, что мышцы должны быть полностью расслаблены, но нужно научиться чувствовать движения лошади. Если вы попробуете сопровождать лошадь ногами, тазом, поясницей, плечами и руками, эти части тела сами по себе расслабятся.
Есть несколько способов почувствовать движения лошади и понять, сколько импульса и энергии добавлять (в идеале, как можно меньше). Первый способ — вольтижировка. Эта дисциплина, являясь самостоятельным видом спорта, также является прекрасной, пусть и не идеальной для всех, дополнительной подготовкой для начинающих всадников.
Я считаю, что второй способ почувствовать лошадь — это ездить без стремян, и этот способ доступен каждому. В отличие от работы на корде, для этого не требуется второй человек — просто в начале тренировке перекиньте стремена через холку и почувствуйте лошадь. Вы автоматически распрямите ноги и сядете глубже в седло.
Когда вы сливаетесь с движениями лошади, вы чувствуете, что движение вжимает вас в седло и несет с собой. Конечно, это чувство не появляется в одночасье, но при регулярной работе, вы улучшите не только улучшите свою посадку, но и средства управления.
Даже на разминке перед соревнованиями можно ездить без стремян или на корде. Не стоит отказываться от этого только потому, что «это занятия для новичков».
Знаменитый доктор Рейнер Климке часто разминался без стремян, а Кристина Штюкельбергер на чемпионате мира 1978 года — на корде, (на Гранате, который за два года до этого привез Золото на Олимпиаде!), причем его выиграла.
Всадник сливается с лошадью, когда чувствует, что она работает спиной, а это возможно только в том случае, если у сам всадник не зажат и не мешает лошади.
Когда у лошади работает спина, всадник может сопровождать ее движения, а следовательно и рот, и это именно то, к чему мы стремимся — гармония в верховой езде
Перевод: Ксения Давыдова