Автор: Томас Риттер

“Всадник всю жизнь исправляет этот поток по ходу совершенствования своего искусства”

— Жак Довернь (1729-1798) об исправлении естественной асимметрии лошади

Я уверен, что каждому из вас знаком термин «прямолинейность«. Кому-то — как этап немецкой пирамиды или шкалы тренинга, а тем из вас, кто следует французской традиции, — как элемент принципов выездки Алексиса Лотта — «Спокойно, вперед, прямо«.

Полагаю, что вы знаете и антоним прямолинейности — естественную асимметрию, но скорее всего, он представляется вам как некая абстрактная и трудноуловимая вещь. Объясняли ли вам, почему прямолинейность так важна? Почему, словами Жака Доверня, всадник посвящает всю свою конную жизнь исправлению естественной асимметрии и достижению прямолинейности? Разве нельзя просто садиться на лошадь и получать удовольствие?

Безусловно, можно ездить верхом, не обращая внимания на прямолинейность и баланс, однако я очень не уверен, что при наличии естественной асимметрии и отсутствии равновесия вы получите удовольствие от верховой езды… Не говоря уже о том, что это плохо для здоровья лошади.

Почему же естественная асимметрия отрицательно сказывается на рабочих качествах и здоровье лошади?

Непрямолинейную, несбалансированную лошадь можно сравнить с машиной после аварии, у которой погнута рама и колеса не параллельны друг другу. Если рама сильно деформирована, то машина становится трудноуправляемой — ее ведет в сторону, она не тормозит по прямой,  у нее неравномерно снашивается резина.

На непрямолинейной лошади вы будете замечать очень схожие тенденции:

  • В ту сторону, в которую лошадь согнута, она поворачивает по меньшему радиусу, чем нужно, а в противоположную — по большему.
  • При движении по прямой лошадь все время «валится» в одну сторону — в «трудную«*.
  • Лошадь неровно останавливается или отставляет назад заднюю ногу с «трудной» стороны.
  • В «трудную» сторону лошади сложнее сгибаться.
  • Лошади сложнее дается галоп в «трудную» сторону.
  • Лошадь склонна ложиться в «трудный» повод и уходить за повод в «лёгкую» сторону — в ту, в которую согнута.
  • Лошадь перегружает ноги с «трудной» стороны, и, следовательно, чаще их травмирует.

*»Трудной» называется та сторона, которая больше растянута (на иллюстрации — левая). Если представить себе окружность, по которой согнута лошадь от природы, то это будет ее внешняя сторона.

Я перечислил всего лишь несколько симптомов асимметрии, которые являются результатом того, что лошадь не ступает задними ногами «вогнутой» стороны под центр тяжести. Ее задние ноги не могут эффективно нести и толкать массу тела, что влечет за собой цепную реакцию.

Одно из наиболее серьезных последствий —  перегрузка противоположного плеча и как следствие — потеря равновесия. В результате,  лошадь ищет опоры в поводе с «трудной стороны», и все время остается изогнутой в одну сторону. Говоря проще, лошадь несет слишком много веса на переду и на так называемой «трудной» стороне, что чрезмерно изнашивает соответствующие конечности.

Любой дисбаланс ведет к перенапряжению мышц из-за того, что лошадь пытается устоять на ногах и не упасть. По-настоящему расслабиться и раскрепоститься лошадь может только тогда, когда находится в равновесии, поэтому без прямолинейности равновесия быть не может.

Когда лошадь компенсирует отсутствие равновесия, ее аллюры становятся неудобными, так как задние ноги не достаточно сгибаются в суставах и не амортизируют. Это влечет за собой закрепощение спины, а когда лошадь не работает спиной, всадник не может полноценно сопровождать ее движения.

Без равновесия невозможен и легкий, равномерный контакт, так как лошадь все время ложится в один повод (в «трудный» ). При движении в «трудную» сторону, сложно добиться от лошади движения во внешний повод.

Когда из-за естественной асимметрии бедра и плечи лошади не двигаются по одной траектории, лошадь не может правильно согнуться, что негативным образом сказывается на ее проводимости, раскрепощенности, контакте, импульсе и сборе.

Когда только одна нога ступает под центр тяжести, задние ноги не могут направлять всю энергию в направлении центра тяжести. Следовательно, лошади не хватает импульса, и она все-время отстает от средств управления.

Когда же лошадь уходит за повод и не реагирует на средства управления, это банально опасно, так как может закончиться ярко-выраженным сопротивлением — «козлами», свечением и т.д. Именно поэтому многие старые мастера классики говорили о том, что асимметрия открывает путь опасному неповиновению.

В отсутствие прямолинейности лошадь не способна к истинному сбору, так как сбор выражается не только в замедленном темпе рыси или галопа. Сбор является эволюцией прямолинейности, баланса, гибкости и импульса.

Таким образом, глядя на немецкую шкалу тренинга, состоящую из Ритма, Расслабления, Контакта, Импульса, Прямолинейности и Сбора, следует принимать во внимание, что четыре из шести ее составляющих (Расслабление, Контакт, Импульс и Сбор) напрямую зависят от Прямолинейности. От нее зависит даже чистота Ритма, поскольку непрямолинейная лошадь может двигаться настолько неритмично, что будет казаться хромой.

Получается, что Прямолинейность лежит в основе всех остальных элементов Шкалы. Она по сути является фундаментом пирамиды тренинга, так что ее неверно помещать в верхнюю часть пирамиды. Скорее, ее место вместе с Ритмом в основании пирамиды. Прямолинейность и Ритм вместе позволяют лошади найти продольное (спереди назад) и латеральное (из стороны в сторону) равновесие, что впоследствии дает ей возможность расслабиться, обрести «проводимость», найти легкий, ровный контакт, правильно сгибаться, развить импульс и сбор.

Лично для меня все это является весомым аргументом для того, чтобы изо дня в день не жалеть времени на работу над прямолинейностью. Цена НЕпрямолинейности как для всадника, так и для лошади слишком высока, а награда за прямолинейность слишком привлекательна, чтобы жалеть на нее силы и время.

Перевод: Давыдова Ксения


0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!