Автор: Анн Д. Кроуелл
Давайте взглянем на продольное вытягивание через призму науки и разберемся, почему оно является важной целью классической выездки.

На эту статью меня вдохновил Чарльз Де Кюнффи. В своих книгах он неоднократно подчеркивает важную роль продольного вытягивания, которое положительно сказывается на здоровье и сроке рабочей жизни верховых лошадей. Я по образованию инженер, и моей второй специализацией в университете была физика, поэтому мне очень важно понимать механическую сторону вопроса. Я надеюсь, что мои размышления дадут вам визуальное и концептуальное понимание темы.

Эта статья не ответит на вопрос «как?», но объяснит «почему?» эта составляющая классической выездки лошади так важна. Для начала, позвольте мне пояснить, что я называю продольным вытягиванием. «Продольное» — потому что речь идет о линии верха лошади, «вытягивание» — потому что лошадь растягивает и приподнимает спину за счет округления позвоночника. Многие довольствуются лишь положением головы, при котором лошадь смягчается в затылке и держит нос перпендикулярно к земле. Этого момента мы также коснемся.

Слева (рис .1) спина округлена и поднята, справа (рис. 2) — прогнута.

Иллюстрация Sandy Rabinowitz

С физической точки зрения лошади подобны мосту. У них четыре ноги (опоры), которые соединены приподнятой спиной (пролетом). Вспомните обычный подвесной мост: те же четыре опоры и выгнутый пролет с дорожным полотном.

Причин такой конструкции множество. Одна из основных заключается в том, что приподнятая секция обеспечивают лучшую амортизацию. Мы обычно не думаем о мостах, как о чем-то подвижном, но это так. Такие факторы, как ветер, дождь и машины оказывают на мост огромное воздействие. Выгнутая секция обеспечивает определенную амплитуду движения в вертикальной плоскости. То есть основная секция моста может буквально раскачиваться вверх и вниз под воздействием внешних факторов. Такая форма моста и его способность амортизировать повышает срок его службы.

Давайте представим, что нам нужно сконструировать перевернутый подвесной мост. Провисшая секция моста не может двигаться вверх. Под весом автомобилей и под воздействием силы притяжения он будет оставаться в том же состоянии, и не сможет амортизировать. Все внешние воздействия будут прямо сказываться на его опорах и конструкциях. Такой мост будет иметь значительно более короткий срок службы, потому что усталость металла и прочие негативные факторы никто не отменял.

То же самое касается лошадей. Лошади могут двигаться двумя способами: с округленной (т.е. поднятой) спиной (рис.1) и с прогнутой спиной (рис.2).

В первом случае спина будет двигаться вверх и вниз, работая как амортизатор, что позволит лошади нести дополнительный вес всадника наиболее безобидным для здоровья образом. Физика посвящает много сил изучению пружин. Округленную спину лошади можно сравнить с пружиной в среднем положении. По мере того, как пружина сжимается и разжимается, она накапливает и отдает энергию. В этом и заключается главная польза продольного вытягивания. Всадник давит на спину лошади в вертикальной плоскости. Округленная спина работает, как пружина. Она амортизирует и высвобождает энергию, которую получает под воздействием веса всадника. Этот цикличный процесс позволяет лошади носить на своей спине человека без вреда для здоровья.

Прогнутая лошадь не способна амортизировать под весом всадника, под прямым воздействием которого оказывается скелет. В физике это называется импульсом. Большой импульс создается, когда движущийся предмет резко останавливается на короткое время, — седалище всадника.

Вспомните, как сильно отличаются ощущения на лошади с прогнутой или округленной спиной. Поднятая спина амортизирует, и сидеть на ней удобно, а движения подаются контролю. Прогнутая спина не амортизирует, и удовольствия такая езда не представляет. Третий закон Ньютона гласит: Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению. Это значит, что у каждого действия имеется равное по силе противодействие. Когда под воздействием силы притяжения всадник опускается в седло, его выталкивает с равной силой. В результате, лошадь с поднятой спиной не испытывает дискомфорта от наличия на своей спине всадника. Продольное вытягивание позволяет добиться положительной синергии между лошадью и всадником.

Анализ конструкции подвесного моста объясняет, почему лошади нужно позволять двигаться вперед и вниз в низкой рамке. Позволяя лошади тянуться вперед и вниз с сохранением баланса на движении вперед, вы помогаете лошади поднимать спину. Да, лошадь может двигаться с округленной спиной с головой внизу.

Нужно сказать, что в отличие от моста, лошади двигаются. Это требует отдельного упоминания, потому что правильное выполнения вперед и вниз требует от всадника контроля за задом лошади — то, чему многие учатся годами!

Итак, мы подошли к самому главному — к положению головы. До сих пор расхоже мнение, что лошадь в высокой рамке округляет линию верха. Вовсе не обязательно. Довольно часто (и высоко вероятно) лошади, которым высоко задирают голову, прогибаются в спине. Это вредно для их здоровья, потому что, как мы говорили выше, в таком положении спина лошади не может работать как амортизатор. Чтобы спина оставалась округленной, при работе в сборе лошадь должна подсаживаться на зад. При этом ее перед будет чуть приподниматься, а центр тяжести — смещаться назад. Подъем и округление шеи при этом является не результатом воздействия повода, а результатом смещения веса назад — так лошади проще это сделать (рис. 3). Продольное вытягивание не возможно если (1) голова и шея лошади удерживаются в определенном положении поводом, (2) лошадь прогнута в спине и (3) лошадь отставляет зад. Лошадь, которую работают таким образом, имеет очень сомнительные перспективы с точки зрения здоровья.

Иллюстрация Sandy Rabinowitz

Таким образом, продольное вытягивание — это пружина в спине лошади. Она минимизирует воздействие веса всадника и продлевает рабочую жизнь лошади. Чарльз де Кюнффи прав. Правильная выездка полезна для здоровья лошади. Законы физики никто не отменял, даже когда речь идет о лошади. При правильном подходе лошади будет нравиться работать, и это самое ценное.

Перевод: Давыдова Ксения


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *