Простой тест Джима Уоффорда поможет вам определить, работает ли ваше конкурное седло НА вас или ПРОТИВ вас.

Вы когда-нибудь пробовали прыгать в выездковом седле? Нет? А как насчет выездки на седле для стипль-чеза ? Полагаю, тоже нет. Я веду к тому, что дизайн седла призван облегчать те или иные задачи, поэтому, в зависимости от них, седло должно вам помогать, а не мешать.

Фото 1: Пример конкурного седла. Центр тяжести расположен в правильном месте, коленные упоры не будут мешать всаднику. Фото: Stacey Nedrow-Wigmore

Безусловно, любое седло должно подходить лошади. Это крайне важно, поэтому, пуст многие скажут, что это очевидно, я начинаю именно с этого пункта. Комфорт и здоровье лошади первостепенны. Если вы чувствуете, что под взятым на прокат конкурным седлом плечи лошади работают, а спина расслаблена, пока вы будете искать седло, которое идеально подойдет и вам, и лошади, придется ездить на нем в ущерб своему комфорту, потому что ваша лошадь говорит вам, что ЕЙ (!) удобно.

Если в настоящее время вы работаете на универсальном седле (и выездку, и прыжковые тренировки), то можете продолжать, но откладывайте деньги на новое седло. Если вы всерьез нацелены на улучшение своих результатов, то очень скоро вам понадобится как минимум два седла — выездковое и конкурное. Почему? Потому что то, что хорошо для одной дисциплины, мешает в другой.

Форма и положение крыла, и расположение центра тяжести седла (мы поговорим о них ниже) определяют его предназначение для той или иной дисциплины. В частности, если просто удлинить стремена на универсальном седле, работая выездку, вы скорее всего будете отставать от движений лошади, так как посадка в универсальном седле предполагает расположение седалищных костей дальше назад, чтобы было легче прыгать. Если бы седалищные кости располагались ближе вперед, прыгать было бы неудобно, потому что нога от колена уходила бы назад. (На начальном уровне подготовки вам хватит двух седел, удобных для вас и вашей лошади. Более продвинутый уровень потребует наличия трех седел — своего для каждой дисциплины).

Прямой коленный упор и длинное крыло — необходимые элементы выездкового дизайна седла. Но как только вы укоротите стремена, вам  будет в нем неудобно. Компромиссным вариантом являются универсальные седла.

Чтобы понять, зачем иметь конкурное седло, нужно разобраться, как оно подбирается. Не забывайте, что если седло вам подходит, оно будет вам помогать, а если нет, — мешать.

Проведите простой тест: пусть кто-нибудь подержит вашу лошадь, пока вы бросите стремена и вытяните ноги. Попробуйте подвигаться по седлу вперед-назад и найдите наиболее удобное положение — оно будет в самой глубокой части седла, которую я называю «точкой равновесия».

Это мое старое двухкилограммовое седло для стипль-чеза. Точка равновесия этого седла расположена практически у задней луки. Коленные упоры отсутствуют, чтобы минимизировать вес и обеспечить максимальный контакт с лошадью. Для этого и крылья достаточно короткие.

Когда найдете точку равновесия, попросите помощника подтолкнуть вашу ногу вверх, чтобы угол в колене был порядка 90 градусов. Сейчас коленный упор должен оказаться перед вашим коленом. Если колено вылезает за границу упора или не доходит до нее более чем на 5 см, значит, седло вам не подходит.

Соотношение между точкой равновесия и формой крыла довольно сложное, поэтому придется включить логику. Крыло выездкового седла прямое, потому что в выездке нужна глубокая посадка. Езда с длинными стременами предполагает смещение точки равновесия вперед — сразу за шнеллерами. Поскольку для прыжков стремена подтягиваются, точка равновесия смещается назад, поэтому для обеспечения баланса в седле крылья делают короче и больше выносят вперед.

Другим важным фактором, от которого будет зависеть, подойдет ли вам седло, является длина крыла относительно вашей ноги. Мне всегда хотелось максимально чувствовать лошадь ногами, в частности, шенкелем, поэтому я очень требовательно отношусь к выбору конкурных и троеборных седел. Езда на коротких стременах требует более коротких крыльев, так как в противном случае они будут нарушать чувствительность всадника в области шенкеля. Крыло должно быть всего лишь сантиметров на 20 ниже той точки, в которой с ним соприкасается колено всадника.

Теперь пару слов о коленных упорах: несмотря на то, что многие современные седла рекламируются как «обеспечивающие дополнительную безопасность» за счет дополнительных упоров, высота коленного упора и наличие дополнительных упоров вовсе не гарантирует стабильность положения. Лично мне хочется, чтобы плечо лошади отделял от моего колена лишь слой кожи и тонкий вальтрап. Если под коленом будет что-то еще (в виде «подушки» или «набивки», вы будете хуже чувствоваться лошадь, колено будет разворачиваться наружу, а голень смещаться назад.

Это килограммовое скаковое седло. На деле, оно представляет собой стальной ленчик в области передней луки со шнеллерами для крепления стремян. Это седло не предназначено для работы «сидя в седле». Жокеи работают стоя — то, что мы называем двухточечной посадкой. В следующий раз при возможности обратите внимание на то, где у жокеев бедра, когда они садятся в седло по дороге к стартовым боксам.

Коленные упоры должны заканчиваться там же, где ваше колено. Если они спускаются ниже и доходят до щиколотки, шенкель будет уходить назад. В момент приземления важно, чтобы колено лежало в уступе, образованном коленным упором, а не упиралось в него. Что касается распространенных нынче задних упоров, расположенных под ногой, то лично мне они не нравятся. На мой взгляд, они мешают при преодолении банкетов в кроссе, так как не дают опустить ногу вниз перпендикулярно земле.

И наконец, пара слов о размере седла: размер седла (скажем, 17) не всегда однозначен. Нужно мерить и пробовать. На мой взгляд, куда важнее ширина ленчика, потому что от нее зависит комфорт лошади. Размер седла можно рассматривать как ориентир, но важнее протестировать седло, как предложено выше.

Эта статья полностью отражает взгляды инженера и основателя Strada Saddles Дэвида Баулера. Седла Strada — это сочетание современных технологий и традиционного английского седла. Никаких маркетинговых уловок, никаких «наворотов». Простота и функциональность.

Седла Strada обеспечивают тесный контакт с лошадью и свободу движений лошади и всадника. 

Не глубокие, без высоких коленных упоров, они равномерно распределяют давление благодаря своей системе подбора ленчика и термопене. Они позволяют стать одним целым с лошадью и двигаться с ней в унисон.

По вопросам приобретения седел Strada обращайтесь в наш магазин.

Автор: Джим Уоффорд

Перевод: Давыдова Ксения

Источник

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *