В конном спорте есть одна вещь, по которой можно судить о качестве езды – это рот лошади. Приятный и эффективный контакт для обоих участников процесса, лошади и всадника, — это навык, который является самой сутью верховой езды.
Спокойная и внимательная лошадь в мягком контакте с поводом выполняет пиаффе. Ута грэф на Le Noir. Фото: Silke Rottermann
Что такое хороший контакт?
В целом цель заключается в том, чтобы руки всадника в процессе езды были спокойными и оставались на одном месте. Но это далеко не все. Руки всадника должны быть спокойны и оставаться на месте, но при этом сохранять контакт со ртом лошади. Справляется ли всадник с этой задачей, можно увидеть по рту лошади.
Контакт должен оставаться стабильным и при использовании повода. Поводом следует пользоваться мягко, не дергать и не тянуть. Правильное воздействие воспринимается лошадью как незначительное, равномерное движение железа во рту. Правильно подготовленная лошадь всегда старается взять железо ровно, чтобы чувствовать ослабление контакта, когда всадник отдает повод.
Связь двух существ
Контакт – вещь очень личная и индивидуальная. Это связь лошади и всадника, двух гибких, эластичных, сбалансированных существ.
Лошадь с готовностью идет на руку. Ута Грэф на Damon Jerome H, Фото: Silke Rottermann
По рту и морде лошади можно многое сказать. Лошадь должна доверять железу, которое спокойно лежит в ее рту, и рукам всадника, которые контролируют железо посредством повода. Лошадь должна с готовностью стремиться к контакту, а не сопротивляться и избегать его.
Что говорит морда лошади?
У лошади, которая принимает повод и контакт, рот закрыт. Однако закрытый рот – понятие растяжимое, ведь лошадь может сжимать челюсти и стискивать зубы. В этом случае челюсть зажимается, шея закрепощается, движения становятся скованными. Верхом почувствовать, что лошадь не принимает контакт, значительно проще, чем увидеть со стороны.
Расслабленный рот
Расслабленный рот ничем не отличается от рта в состоянии полного покоя, когда лошадь не поседлана. Область вокруг рта гладкая и мягкая, а не жесткая и морщинистая. При движении лошадь жует, как если бы на ней не было всадника. Рот не открывается, область вокруг рта не напрягается.
Напряженный рот и шея. Выражение лошади выражает боль (согласно данным исследования).
Долгий путь к успеху
Правильный контакт требует огромной практики как от всадника, так и от лошади. Сохранение равновесия на лошади – непростая задача, но если подумать, что при этом руки должны сохранять стабильный контакт со ртом лошади, то задача обретает новую степень сложности. Именно поэтому, практика начинается в тот момент, когда всадник впервые берет в руки повод, и никогда не кончается. Владение всадником своим телом, умение использовать мышцы корпуса и сохранять равновесие, гибкость суставов – все это играет важную роль. Но то же самое требуется и от лошади: она должна быть гибкой и уметь двигаться в равновесии.
Лошадь сопротивляется контакту и открывает рот, чтобы облегчить дискомфорт
Отработку правильного контакта можно сравнить с бальным танцем: удовольствие, а главное, равновесие в танце напрямую зависит от того, как партнер держит партнершу. Только представьте себе, каково это танцевать с зажатым, жестким партнером… Или наоборот, с тем, кто вас практически не держит, кто неуверенно стоит на ногах и в любой момент может вас отпустить? Каково это танцевать с вялым партнером? А с резким и непредсказуемым? Представьте, что ваш партнер настолько плохо владеет своим телом, что то и дело теряет равновесие, дергает и тянет, пусть и не специально? А каким будет танец, если партнеры облокотятся друг о друга, навалившись всем своим весом?
Безусловно, мы не знаем, что чувствует лошадь, потому что она не умеет говорить, но странно было бы предположить, что ее ощущения сильно отличаются от человеческих в схожих обстоятельствах.
Качество связи влияет на все
Многое можно сказать, однако, по поведению лошади. Когда контакт ей приятен, стабилен и логичен, лошадь двигается с готовностью, она прямолинейна и сбалансирована. Она может концентрироваться на поставленной задаче, владеет своим телом и отвечает на команды всадника качественными движениями.
Напряженный рот
По мере ухудшения контакта лошадь начинает отвлекаться и выражать дискомфорт. Она открывает рот, сжимает челюсти, губы, перекидывает язык через трензель, подтягивает его назад или высовывает наружу, мотает головой, прижимает голову к груди, ускоряется (убегает), тормозит (не двигается), машет хвостом и т.д. Все это требует внимания всадника, потому что лошадь не может иначе, кроме как через поведение, выразить свои чувства.
Напряженный рот
Безусловно, такое поведение может быть последствием и чего-то другого. Например, лошадь напрягает рот, когда теряет равновесие. Ей может не подходить железо. Иногда установить причину дискомфорта сложно, но первое, о чем стоит задуматься, — это о том, что происходит на другом конце повода.
Начало тренировочного процесса
На первых этапах тренировочного процесса, когда лошадь еще не привыкла к железу и воздействию повода, она может сопротивляться и нервничать, поэтому ее необходимо познакомить с трензелем и контактом. Помимо прочего, ее нужно научить правильно вести себя в контакте.
Незаезженная лошадь не владеет своим телом и равновесием. Пока она этому не научится, она будет то и дело терять равновесие, поэтому корду лучше пристегивать к капцуну, а не к железу. Таким образом вы не будете причинять ей дискомфорт, дергая за рот.
По мере того, как лошадь учится владеть своим телом и нести себя в равновесии в разных обстоятельствах, можно приступать к обучению контакту через железо. Важно, чтобы лошадь верила железу. Если лошадь имеет большой положительный опыт, то даже случайный негативный опыт будет восприниматься легче.
Стоит ли скрывать проблемы?
Некоторые всадники пытаются скрыть нежелательное поведение, например, столь туго затягивая капсюль, что лошадь не может разжать зубы. Это не решение проблемы контакта.
Выдержки из правил FEI 2016 о контакте:
Ст. 401-5: «При любом виде работы и даже во время остановки, лошадь должна быть “в поводу”. По определению, лошадь находится “в поводу”, когда ее шея более или менее приподнята и округлена соответственно уровню подготовленности и степени собранности или прибавления аллюра; она принимает повод, поддерживая через него легкий и мягкий контакт с рукой всадника. Положение головы лошади должно быть стабильным, при этом нос, как правило, находится слегка впереди от линии отвеса. Затылок раскрепощен и является высшей точкой шеи. Лошадь не должна оказывать никакого сопротивления всаднику.»
Ст. 416-2: «Степень повиновения проявляется также в том, как лошадь принимает повод: с мягким и легким контактом и свободным затылком, или с сопротивлением руке всадника или уклонением от ее действия, когда лошадь идет, соответственно, “перед поводом” или “за поводом”.»
Ст. 416 -2-1: «Основными признаками нервозности лошади, ее напряженности или сопротивления являются: высовывание языка, перекидывание его через железо или “всасывание”, а также скрежет зубами и кручение хвостом. Такое поведение должно быть учтено судьями при выставлении оценки, как за конкретное упражнение, так и в общих оценках»
Автор: Анна Кильпелэйнен (Anna Kilpeläinen), финский инструктор по верховой езде и берейтор, ученица полковника Кристиана Карда (Colonel Christian Carde), бывшего тренера олимпийской сборной Франции по выездке, старший всадник Кадр Нуар (Cadre Noir)
Перевод: Давыдова Ксения
0 комментариев