Хорошая верховая езда не возможна без баланса. Баланс лежит в основе правильного сбора и гармонии движений. Он состоит из целого набора составляющих, и одним из ключевых аспектов в верховой езде является то, насколько заданные всадником рамка и контакт позволяют лошади пользоваться своим телом.

Для того, чтобы двигаться в равновесии и с хорошей динамикой, лошадь должна быть в мягкой и гибкой рамке — когда меняется равновесие, меняется и рамка. Достижение и сохранение баланса должно быть одним из основных приоритетов всадника в каждодневной работе. Чтобы лошадь при выполнении разных упражнений оставалась мягкой и легкой, а контакт был ей комфортным, всадник должен уметь легко менять рамку. А для сохранения равновесия и изменения рамки, лошади необходим мягкий контакт. Это значит, что она должна уметь (и хотеть) тянуться к поводу («идти на руку»), что легко проверить, попросив лошадь потянуться вперед и вниз, а затем вновь поднять шею  — нос при этом должен оставаться перед линией отвеса. Также лошадь должна легко сгибаться в шее и корпусе. Любое сопротивление при выполнении этих упражнений скажется на качестве движений и контакте — лошадь будет ложиться в повод, а это недопустимо. Если же это случилось, необходимо вернуться к азам — работе над мягким, стабильным контактом.

Суммируя вышесказанное, шея лошади должна быть расслабленной и сгибаться по просьбе всадника. При этом, следует помнить о разумном пределе и не перегибать, так как чрезмерное сгибание приводит к закрепощению, компенсации и нарушению гармонии движений, а следовательно и равновесия.

Баланс и вестибулярный аппарат

Одни органы (мозг) обрабатывают поступающую информацию, другие передают ее. Одним из важнейших элементов вестибулярного аппарата является внутреннее ухо. Исследования на людях показали, что, если долго держать голову в наклоненном положении, внутреннее ухо подстраивается под изменение положения и ощущение равновесия изменяется.

Сбалансированная лошадь при движении вбок не поворачивает шею, а сгибается в
шее и в боку.


Обратите внимание на то, как ваша лошадь держит голову в поворотах.  Ее уши остаются на одном уровне или одно оказывается ниже другого? Такая ошибка встречается очень часто при выполнении боковых движений и является ни чем иным, как поворотом шеи. (Фото 2: Нина на сером луизитано выполняет принимание на рыси.) Если это ваш случай, то нужно убедиться, что лошадь не напрягает шею и спину, а также проверить ее рот. Весьма вероятно так же, что проблема хоть частично кроется во всаднике или же самых неожиданных мелочах, поэтому понаблюдайте за тем, как лошадь ведет себя вне работы — не держит ли она голову на бок, например, когда ест сено.

Равновесие и височно-нижнечелюстной сустав

Внутреннее ухо расположено очень близко к височно-нижнечелюстному суставу. В этой области расположено множество нервных окончаний, а работа сустава синхронизирована с верхней частью шеи, ртом и горлом. Если челюсть напряжена, лошадь не может двигаться свободно, что мгновенно сказывается на качестве контакта и, следовательно, равновесии. Об этом следует помнить, когда затягиваете капсюль. Если он перетянут, то расслабление и мягкий контакт не возможны в принципе.

Если челюсть напряжена, лошадь не может двигаться свободно, поэтому не перетягивайте капсюль.


Язык крепится к челюсти подъязычной костью. Язык также крайне важен для баланса. Он должен быть расслаблен, так как его напряжение влечет за собой напряжение челюсти, шеи и по цепочке — плеч, грудной клетки и т.д. Ограничение свободы языка препятствует сглатыванию и мешает дыхательной деятельности.

Баланс и зрение

Зрение играет в равновесии очень важную роль. Зрительный нерв передает информацию в мозг и в вестибулярный аппарат. То, что видит лошадь, напрямую зависит от рамки, в которой она работает.  Как травоядному животному лошади очень важно иметь определенный угол обзора. Это важно как в физическом плане (куда ставить ноги), так и в психологическом, а психологический дискомфорт приводит к физическому напряжению и потере баланса. Все, как у человека.

Вряд ли кто-то может чувствовать себя комфортно, когда не видит, куда ступает. Для лошади как для травоядного животного-жертвы это особенно важно.

Сохранять баланс лошади помогает шея. Важную информацию о положении и координации передают глубокие мышцы шеи. То, что происходит в шее, затылке и во рту лошади, напрямую сказывается на ее спине. Даже малейшее напряжение затылка повлечет за собой последствия для всего остального, поэтому так важно научить лошадь легкому контакту и четкому взаимодействию со всадником. Если контакт лошади навязывается силой, он не только теряет свой смысл, но и негативно сказывается на ее равновесии, так как влечет за собой напряжение мышц по цепочке спереди-назад.

Равновесие и правильная растяжка

Изменение рамки влечет за собой изменение баланса. Вперед и вниз является упражнением на растяжку. В зависимости от особенностей конкретной лошади, его можно и нужно выполнять по-разному. Например, если лошадь валится вперед, всаднику следует контролировать степень глубины вперед корпусом. Правильное выполнение вперед и вниз требует не только вытягивания шеи и опускания головы, но, в первую очередь, активной работы зада. Если зада «нет», то лошадь оказывается «на переду». Просто отдать лошади повод означает сбить ее с толку. Вместо того, чтобы помочь сохранить равновесие, вы создаете все условия для того, чтобы она его потеряла. Поэтому в идеале нужно чувствовать лошадь и отдавать ей ровно столько повода, сколько нужно, чтобы она этот баланс не потеряла.

Чтобы попросить лошадь пойти вперед и вниз, нужно чуть приподнять руки и подать их вперед, сопровождая движения шеи и головы. При этом пальцы, руки и плечи должны быть расслаблены, иначе сопровождать движения лошади не получится. Поднимая руки вверх, следите за тем, чтобы не тянуть. Контакт должен оставаться таким же мягким несмотря на то, что лошадь расширяет рамку.

Правильное вперед и вниз идет от холки. Лошадь телескопически вытягивает шею, сохраняя баланс. На фото: Ута Грэф на Feeling Good H на Эквитане 2017

Вам не обязательно добиваться глубокого вперед и вниз .достаточно. если лошадь потянется на 1-15см. Важнее сохранить мягкий контакт и прочувствовать, как руки сопровождают движения лошади.

С молодыми и испорченными лошадьми следует начинать постепенно, чтобы лошадь поняла, что нужно проходить вперед, ища контакта, но не теряла баланс. Так лошадь учится идти за рукой. Поначалу достаточно, чтобы лошадь просто следовала за рукой в любом направлении. Впоследствии можно просить тянуться глубже, поддерживая равновесие корпусом. Помните о том, что вперед и вниз требует активного движения от зада.

Вводить другие упражнения  и просить большего следует только тогда, когда лошадь научится менять рамку, не напрягая рот.

По материалам Нины Кирьорин (Niina Kirjorinne)
Фото: Minna Tallberg, Silke Rottermann

Перевод: Давыдова Ксения

Источник


0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!